За лён давно пора взяться всерьёз

За лён давно пора взяться всерьёз

За лён давно пора взяться всерьёз

Россия наконец всерьёз взялась за возрождение некогда легендарной льняной индустрии. На юге страны 15 крупнейших хозяйств объединяются в грандиозный кластер, который развернёт полную льноводческую цепочку, от селекции и пополнения семенного фонда до тонкой переработки льна.

За лён давно пора взяться всерьёз. Как-никак, в начале прошлого века Россия была мировой льняной легендой. Наша страна выращивала половину мирового льна. Под эту, как её называют специалисты, лубяную культуру отводили 1 млн га земли, экспорт льна приносил в царскую казну 90 млн руб. золотом. Во времена СССР льняная отрасль расцвела ещё краше: мы собирали три четверти мирового урожая. Но 20 лет назад разразилась катастрофа: урожаи упали в 10 раз – с 400 до 40 тыс. т в год. Столько собирают в Эфиопии и Бангладеш.

Тем временем во всём мире льняная одежда вошла в моду, вдобавок промышленность освоила массовый выпуск красок на основе льняного масла. К тому же лён используется при производстве денежных купюр, а их печатают всё больше… Поэтому мировые посевы этой культуры начали расти. Сейчас только в Канаде ежегодно собирают 600 тыс. т льняного волокна. На второе и третье места вышли Индия и Китай. Нам до них далеко: по данным Минсельхоза, в 2009 г. российские крестьяне собрали только 52 тыс. т льна.

Хорошая новость в том, что за последние годы урожайность льна в нашей стране увеличилась в два раза – с 4 до 8 ц с гектара. При этом идёт интересный процесс: посевы этой культуры постепенно перемещаются из европейской части страны в Сибирь, где уже выращивают треть российского волокна.

Менее радостное известие: 70% урожая идёт на экспорт, тем временем переработка внутри страны последние годы падала. Антирекорд зафиксирован три года назад, когда ткацкие фабрики выпустили только 52,3 млн кв. м льняных тканей. В результате доля льна в текстильном производстве сократилась с 4 до 2%.

В чём проблема? Льняные ткани выпускают 18 российских предприятий, три четверти из них работают на устаревших мощностях. Такое оборудование позволяет делать лишь постельное бельё и мешковину, которые не пользуются особым спросом. Так что нужно модернизировать технику. Этим и займётся новый льняной кластер.
1 сентября 2016

Возврат к списку